Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 

 


Сайменский канал
Проекты и прожекты
Открытие канала
Новая жизнь канала
Как устроен канал


 

Строительство Сайменского канала

   Строительство Сайменского канала началось под руководством К. Г. Розенкампфа. Он пользовался большим уважением и авторитетом среди инженеров и рабочих. Дважды в год в качестве «совещательного инженера» на строительство приезжал Н. Эриксон, после кончины К. Г. Розенкампфа в сентябре 1846 года он становится руководителем работ.
  Н. Эриксон внес в проект ряд существенных изменений. Вопреки первоначальному плану выход из канала в Выборгский залив сделали между замком и городом, т. е. по Крепостному проливу, а не через пролив Кивисиллансалми, там, где он находится ныне. В то время это обеспечивало известные выгоды торговле и судоходству. Шведский инженер углубил канал до 9—10 футов и значительно расширил его у дна.
  Начавшаяся Крымская война 1854—1855 годов и военные действия на Балтике сделали приезды Н. Эриксона невозможными. Строительство канала продолжалось под руководством генерал-майора К. А. Шарнваля, а после его смерти — Ю. А. Минквица, начальника путей сообщения Финляндии. При нем строительство и завершилось.
  Сооружение канала оказалось делом сложным. Прокладка трассы канала вне озерно-речного пути производилась в труднодоступном грунте. В ряде мест новое русло размерами до 35 квадратных сажен в поперечном сечении пробивали при помощи взрывов.
  Выломанный гранит шел на облицовку берегов и дна канала. На тяжелых работах использовались заключенные, содержавшиеся в Свеаборге, и узники тюрьмы Выборгского замка.
  Глубина, ширина и шлюзовые камеры канала обеспечивали плавание судов длиной 105, шириной 24 и осадкой 8,5 фута.
  Предусмотренные проектом шлюзы создавали возможность плавного движения судов вверх и вниз с одинаковой легкостью. После прохода судна четыре человека, по два с каждой стороны, при помощи ворота закрывали шлюз. У следующего затвора пароход останавливался. Вода из верхней части канала поступала в шлюзовую камеру, образуя поверхность с единым уровнем. Затвор второго шлюза подобным же образом открывался. Судно продолжало путь по спокойной, не текучей воде. Учитывалась возможность встречи судов, идущих в противоположном направлениях. Озера и уширенные места на трассе канала вполне позволяли им свободно разойтись.
  Сайменский канал обошелся в 3095450 рублей. Он был построен за 13 лет, с 1843 по 1856 год. Об этом свидетельствовала надпись на арках моста близ первого шлюза от озера Сайма: «Император Николай I в 1843 году начал» — с одной стороны и «Император Александр II в 1856 году окончил» — с другой. Цари и их высокопоставленные чиновники не упускали случая увековечить свои имена в связи с возведением важного для государства сооружения. Для этого на трассе канала делали даже специальные гранитные мавзолеи. Так, у тройного шлюза — №№ 2, 3 и 4 — установили мавзолей с надписью: «Генерал-губернатор князь Меньшиков приступил к исполнению сего важного предприятия». На высокой скале правого берега, у шлюза № 9, высекли: «Николай I и; Александр II торговле и благосостоянию Финляндии», а на гранитном мавзолее близ шлюза № 13: «Генерал-губернатор граф Берг ускорил окончание этого важного предприятия». Мавзолей с именем строителя канала поставили около шлюза № 27.

 


 
 
         
 
     О проекте     Почта