Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 
 

Россия-Финляндия. Культурные связи

   Существующие ныне тесные культурные связи и взаимопонимание между финским и советским народами имеют глубокие исторические корни. Приведем несколько примеров тому, близких нашему времени.
   Знакомство русской общественности с культурой и искусством северных соседей, с входящей тогда в европейскую моду эстетикой финского модерна состоялось на выставке, организованной в Петербурге руководителем группы «Мир искусства» С. П. Дягилевым в январе 1892 года. На ней экспонировались работы русских и финских художников, причем число работ последних занимало почти треть всей экспозиции. Эта выставка имела большое значение в культурной жизни России, она пробудила искренний интерес петербуржцев к работам финских мастеров искусства, к их самобытному творчеству.
   А. Н. Бенуа писал: «Та выставка, из которой мы после ряда выступлений соединились в одну группу (впоследствии называвшуюся «Миром искусства») соединила нас с нашими финляндскими друзьями».
   Общение Н. К. Рериха с финским художником А. Галлен-Кэллелой вылилось в большую дружбу, о сходстве их живописи и взглядах на искусство неоднократно писали различные печатные издания.
   В начале XX века между Россией и Финляндией уже существовали оживленные культурные отношения. Ведущий финский зодчий Э. Сааринен являлся членом Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». Он часто посещал Петербург, был лично знаком с И. Э. Грабарем, С. П. Дягилевым, Н. К. Рерихом и другими известными деятелями русской культуры. Неоднократно на даче Сааринена в Витрэске в Фииляндии бывал А. М. Горький. Об этих встречах он писал жене: «Здесь есть архитектор Сааринен — я, кажется, говорил тебе о нем? — это гений. Я видел его проект здания Конгресса мира в Гааге, — вот вещь! Ничего подобного до сей поры не строили на земле. Его дом — чудо красоты, и оригинальность стиля — чисто сказочная. Аксель Галлен — тоже великий художник, да и вообще эта маленькая страна — есть страна великих людей. Какие здесь леса, озера, гранит! Как все печально и сильно... Вся страна, точно древняя сказка, — сильная, красивая, изумительно оригинальная».
   В мае 1903 года в Выборгском городском театре труппа столичных артистов под руководством К. С. Костина впервые показала пьесу А. М. Горького «На дне». Рецензия в «Финляндской газете» свидетельствовала о большом успехе спектакля.
   Еще в 1867 году в Гельсингфорсе (Хельсинки) по проекту Н. Л. Бенуа, представителя династии видных русских зодчих, художников и искусствоведов, на месте простоявшего всего три года и сгоревшего Шведского театра возвели новое здание. Построенный заново театр в 1916 году перестраивали по проекту Э. Сааринена, который придал ему черты модерна. Внешний облик театра, спроектированного Н. Л. Бенуа, полностью видоизменили в 1936 году, сняли все декоративное оформление фасадов. Однако оформление интерьеров, в том числе и зрительного зала, сохранилось.
   По проекту выборгского зодчего А. Шульмана в 1904 году в Петербурге строился в стиле финского модерна дом И. В. Бессера (ныне Владимирский проспект, 19). А. Шульман был, кстати, еще и профессиональным музыкантом, членом Петербургского хорового общества.
   Культурные связи народов-соседей сегодня развиваются особенно шюдотворно, обретая новые формы, расширяя и совершенствуя традиционные. В 1958 году основано общество «СССР — Финляндия», в 1964-м — его отделение в Выборге. Ленинград стал побратимом финского города Турку. Выборг — Лаппееранты, где также работает общество «Финляндия - СССР», награжденное орденом Дружбы народов. Развитию культурных связей с финнами способствуют интернациональные клубы.
   С 1983 года в Выборге регулярно проводятся встречи советской и финской молодежи, приуроченные к 6 декабря — Дню независимости Финляндии. Гости из Финляндии и из других стран теперь имеют возможность останавливаться в новой гостинице «Дружба», возведенной близ вокзала финскими строителями.
   Выборжцы с интересом знакомились с рисунками финских детей в Выставочном зале на Замковом острове.
   Зимой 1989 года на сцене Выборгского Дома культуры с успехом прошел спектакль финского театра из города Лаппееранты «Лаллукка» по пьесе Инкери Кильпинен, рассказывающей о жизни известного выборгского мецената, жившего в конце XIX — начале XX века.
   А в июне 1989 года, в пору белых ночей, в Выборге состоялся красочный праздник «Руны Балтики», на который приехали музыкальные и танцевальные коллективы из Скандинавских стран. В том же году в Выборге впервые было поднято символическое «Знамя охраны культуры» — «Знамя Н. К. Рериха».
   Тогда же, летом, режиссер Н. А. Кузин с творческой группой Леннаучфильма снял документальную ленту «Руны Выборга». Это ностальгия старожилов-финнов по городу, где они родилсь, провели детство и юность.
   В музее города Лаппееранты экспонируется созданный финскими специалистами большой макет Выборга, показывающий, каким город был до осени 1939 года. Автобусы с зарубежными туристами каждый день пересекают государственную границу в обоих направлениях. На улицах Выборга в любое время года слышна многоязычная речь.
   В городе работают библиотеки, учреждения клубного типа, Выборгский краеведческий музей, Дом-музей В.. И. Ленина, историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо», Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина на Батарейной горе.
   В Выборге более трехсот памятников архитектуры и скульптуры, археологии, истории и садово-паркового искусства.

 


 
 
         
 
     О проекте     Почта