Выборг
 
    На главную
  Экскурсии в Выборг
     
 
 

Батарейная гора

   Фортификатор — Э. И. Тотлебен. Возведены в 1863—1870-х годах.
  Еще гремели пушки в Крыму, а в Выборге уже поспешно готовили к обороне все прибрежные и островные укрепления. В 1855 году на них установили 339 орудий. Это были первоочередные меры, предпринятые с целью защиты проливов, ведущих к городу, и обеспечения безопасности Выборга с моря вообще.
  В 1863 году в город прибыл генерал-адъютант Э. И. Тотлебен для инспектирования военно-инженерных сооружений Выборгской крепости. По его проекту годом позже начались работы по возведению новых укреплений, получивших впоследствии название Восточно-выборгских. Проект предусматривал постройку перед Петербургским форштадтом четырех отдельных редутов с погребами для боеприпасов, трех промежуточных батарей и передового сооружения в виде бастионного фронта.
  Полоса укреплений протянулась от побережья Выборгского залива до бухты с нынешним названием Радуга, Центр новой крепости с наибольшим числом ее элементов образовался на горе Вартсманинвуори. Она представляла собой возвышенность около 30 метров над уровнем моря, обильно усеянную гранитными валунами и поросшую смешанным лесом. После постройки Восточно-выборгского укрепленного комплекса и его вооружения гора стала называться Батарейной.
  Эдуард Иванович Тотлебен (1818—1884) — выдающийся специалист военно-инженерного дела в России. Его нередко называли русским Вобаном. В Европе он признавался «самым знаменитым инженером своего времени» и пользовался мировой известностью как герой Севастополя и Плевны.
  С 1859 года Э. И. Тотлебен — директор Инженерного департамента Военного министерства. Политические события начала 1860-х годов потребовали от него «крайнего напряжения» в приведении русских крепостей в боевую готовность, чтобы защитить устья Невы и Выборга от нападения вражеского флота и возможной высадки десанта.
  1864 год — время основных работ по постройке Восточно-выборгских укреплений. Особую трудность представляло устройство рва перед куртиной передового укрепления. Оно осуществлялось лишь «способом взрывания скалы». И поныне на срезах гранитных массивов можно видеть частые скважины от бурения, куда закладывалась взрывчатка.
  Строительство новой крепости предполагалось завершить в кратчайшие сроки и вызвало большое оживление в городе. К работам привлекались не только военнослужащие, но и гражданское население, не менее чем по тысяче человек в день.
  Куртина и две батареи передового бастионного фронта, а также все редуты, кроме левофлангового с дерновым эскарпом, имели каменные одежды. Брустверы всех четырех редутов прорезали сортии — сводчатые выходы в ров. Перед рвом насыпали гласис. В непосредственной близости от установленных орудий в редутах и батареях построили еще семь расходных пороховых погребов. Для сообщения между отдельными элементами крепости соорудили потерну — выложенный из кирпича подземный коридор, перекрытый сводом. Потерну в передовом укреплении и примыкающие к ней ходы строили уже в начале 1870-х годов. Со стороны города к сооружениям крепости проложили подъездные пути.
  Кроме отмеченных четырех редутов, трех батарей, пороховых погребов, сортий и потерны в число построек Восточно-выборгских укреплений входил еще ряд зданий и сооружений: пять деревянных сараев для хранения боеприпасов, казарма в виде бревенчатого сруба, два запасных пороховых погреба, рассчитанных на большие запасы пороха, пять караульных домиков и пять каменных колодцев. В документах того времени отмечается высокое качество строительных работ. Своды потерны и пороховых погребов были оштукатурены и побелены, особой добротностью отличалась столярка: двери, окна, стеллажи.
  Восточно-выборгские укрепления возводили более десяти лет; они обошлись государству в сумму, превышавшую миллион рублей. Руководил строительством начальник Выборгского крепостного инженерного управления подполковник Кисляков.
  В 1913 году со стороны города появилась кирпичная стена с бастионами на ее поворотах, с зубчатым завершением и прорезями в виде бойниц-машикулий. Возвели ее, видимо, как ограду для военных складов, разместившихся позже в крепости, и как эффектную деталь городского пейзажа, а не как средство обороны при боевых действиях.
  Восточно-выборгские укрепления, как и Аннинские, осадам не подвергались. Наиболее важное историческое событие, связанное с ними, гражданская война в Финляндии. Когда Выборг — последний оплот рабочего правительства и Красной гвардии — оказался в окружении, контрреволюционеры, находившиеся в городе, напав на охрану, освободили пленных белогвардейцев, содержавшихся в замке. Вместе с ними они захватили Восточно-выборгские укрепления. Но в бою 25 апреля 1918 года красногвардейцы выбили их оттуда. Чтобы хранившиеся там боеприпасы, принадлежавшие бывшей царской армии, не достались врагу, их решили взорвать. Огромной силы взрыв потряс тогда Выборг и повлек большие разрушения в крепости.
  Ныне Батарейная гора оказалась в центре между кварталами исторически сложившейся застройки Выборга и новыми микрорайонами, возведенными в 1960—1980-х года. Они заняли бывшие пустыри и юго-восточные окраины города. После того, как музей-заповедник «Парк Монрепо» получил настоящий статус, на территории Восточно-выборгских укреплений расположился Центральный парк культуры и отдыха имени М. И. Калинина.
  Одетые диким камнем — гранитными валунами — бастионы и равелины старых военно-инженерных сооружений в Выборге — это не только ценные образцы крепостной архитектуры далекого прошлого, но и замечательные памятники боевой славы русского оружия. Подернутые мхом их суровые эскарпы — безмолвная летопись солдатской доблести наших соотечественников, боровшихся за дедовские земли, а также титанического труда по возведению сложнейших укреплений, обеспечивавших дальнейшую безопасность города. Трудно переоценить роль этих памятников в воспитании патриотических чувств у нынешнего и грядущих поколений.
  Пять с половиной столетий военные укрепления господствовали в облике города. Возводившиеся на протяжении нескольких веков, они отразили в себе все этапы развития фортификации в европейских странах. Крепостную архитектуру Выборга можно рассматривать как живую иллюстрацию истории оборонного зодчества.

Военная архитектура Выборга:
Выборгский замок
Каменный город
Башня ратуши
Круглая башня на Рыночной площади
Рогатая крепость
Бастион Панцерлакс («панцирь залива»)
Аннинские укрепления на острове Твердыш
 Батарейная гора
 
 


 
 
         
 
     О проекте     Почта